80% продаж БАДов приходится на прозрачный аптечный рынок, который тщательно контролируется и отслеживается. Однако 20% рынка — это непрозрачный сегмент, куда входят в первую очередь маркетплейсы.
По результатам опроса активных пользователей нашего канала, тема подделок в категориях косметики и биологически активных добавок (БАДов) также остаётся одной из самых актуальных.
Почему аптеки — безопаснее:
- Товар в ассортимент включается только при наличии свидетельства о госрегистрации (СГР).
- Вся продукция снабжается средствами идентификации.
- Продукция по декларациям не принимается.
Что происходит на маркетплейсах:
- Подмена категории — под видом БАДов продаются пищевые добавки, незарегистрированные лекарства или товары с запрещёнными веществами.
- Завышенные дозировки — риск передозировки и тяжёлых побочных эффектов.
- Рецептурные препараты под видом БАДов — продажа без лицензии и включения в реестр дистанционной торговли.
- Подлог документов — вместо обязательного СГР предъявляют добровольные сертификаты или СГР на другие товары.
- Недостаточный контроль площадок — маркетплейсы не всегда способны отследить подделку.
Правила реализации БАДов
С 1 сентября 2023 года в России введена обязательная маркировка биологически активных добавок, что повысило уровень легализации рынка. Однако проблема не была решена полностью.
По данным Роспотребнадзора, за первое полугодие 2025 года было пресечено 12,3 млн попыток продажи БАД с различными нарушениями. Однако. это составляет лишь 5% от общего оборота БАД. Отметим, что более четверти из них (4,87 млн упаковок) было заблокировано по признакам контрафакта.
Изменения в законодательстве (с 1 сентября 2025 года):
- Запрещено распространять информацию о продаже БАДов без маркировки или с непрозрачным происхождением.
- Введён механизм досудебной блокировки сайтов с нелегальными БАДами.
- Медицинские работники могут назначать только БАДы из утверждённого перечня Минздрава и Роспотребнадзора.
Требования законодательства гораздо строже соблюдаются в крупных аптечных сетях. Однако теневой сегмент продаж БАДов остаётся уязвимым, а значит нужна защита от контрафакта. Те, кто уже знает, что продавать БАД — безопаснее с DAT, защитили свой бизнес. Присоединяйтесь и вы!